Для успешной съемки планет в максимальном разрешении важно не превышать допустимое для планеты время записи ролика. При его превышении планета окажется смазанной в силу своего вращения вокруг оси. Поскольку все планеты крутятся с разным периодом обращения, соответственно и ролики для них должны быть разной длительности.
Длительность ролика зависит от сэмлинга (апертуры, фокусного расстояния и пикселя камеры) и расстояния от Земли до планеты (от ее видимого диаметра).
Сравнение 2 мин ролика без деротации (слева) и этого же ролика, разбитого на 3 части по 40 сек, с последующей деротацией (справа).
SW25012, Neq6, ES 3x, f3.6м, QHY5III178C, ADC. SharpCap, AS3!, AI5
Юп и Ганимед 13.08.22, время 2.21, высота 30 грд, сиинг ~8/10, 2 мин, 9000 кадров, Ser 14/16 бит, 100fps
https://deepskyhosting.com/VLj3lBF
Смаз от вращения планеты будет максимальным в центре планеты, а не на краю, потому что в центре диска будет наибольшая линейная скорость вращения для наблюдателя с Земли. На краях диска она значительно меньше. Длинные ролики можно деротировать в WJ. Он компенсирует вращение и пересчитает все пиксели покадрово на момент середины ролика.
Но тут выплывет другая проблема - на слишком длинных роликах появятся замыленные области по краям в силу потери информации. Без покадровой деротации ролика макс. время съемки расчитывается исходя из сдвига центра планеты на угол, не превышающий сэмплинг.
Посчитаем длину ролика по Юпитеру для 10" телескопаДиаметр Юпа равен 2r, где r радиус планеты в км. Юп делает полный оборот за ~10ч. За время съемки ролика t планета повернется на угол φ. С Земли мы увидим угол поворота планеты φ под углом α, где α соответствует расчетному сэмплингу для телескопа. Для апертуры 250мм, фокус 3600мм, пиксель камеры 2,5мкн
расчетный сэмплинг составляет 0,15"/px.
Подробнее о сэмплингеЗа время поворота на угол φ поверхность планеты пройдет по окружности расстояние L'.
Будем считать его линейным для простоты.
Длина окружности Юпа по экватору
L = 2π*rСоставим простое уравнение для угла φ
L'/L = φ/360грд => φ = (L'/L) * 360грдС другой стороны, для времени поворота планеты на угол φ верно утверждение
360грд/φ =10ч/t => φ = (360грд/10ч) * t Приравняем оба уравнения по φ
360грд * (L'/L) = t * 360грд/10ч => t = (360грд * (L'/L))/(360грд/10ч) = 10ч * (L'/L) = 36000сек * L' / (2π*r)или
t = 36000сек * L' / (6,28*r) (1)
Нам надо получить L'. Для него справедливо
tg α = L'/d => L' = d * tg α (2)
Подставив (2) в (1), получим
t = 36000сек * d * tg α / (6,28 * r)Теперь лезем в Stellarium и смотрим на Юп:
Расстояние от Земли d = 607 млн.км
Диаметр Юпа 2r = 143000км
Приведем переменные:
α = 0,15" = 0.0000007272205216643 рад
360грд в радианах = 2π = 6,28
10ч в сек = 10 *3600 сек = 36000 сек
tg α = 0.00000072722 равно α в радианах в силу малости угла α
Откуда макс. время ролика без смаза для Юпитера составит:
t =
36000сек * 607000000км * 0.00000072722 / (6,28 * 71500км) = 15891211,44/449020 =
35,39 сек.Еще раз, это время индивидуально для разных сетапов и разных дат.
Нужно ли строго придерживаться этого времени? Если вы хотите выжать из своего телескопа максимум, то да, желательно. Это особенно актуально при очень хорошем сиинге. Строго говоря, при превышении этого времени вы получите не смаз, а потерю разрешения в плоскости вращения планеты.
Приведенный расчет исходит из допустимого смещения планеты на 1 пиксель. Поскольку по теореме сэмплингов (Найквист, Котельников, etc.) на условное разрешение телескопа (диаметр диска Эри по критерию Рэлея) должно приходиться ~3 пикселя матрицы в линейном измерении (не по площади), то смещение изображения на 1 пиксель приведет не к смазу, а к потере разрешения. Если смещение составит > 3 пикселей, смаз станет явно выраженным.
Реальные длительности роликов могут отличаться в разы. Это зависит от сиинга и желания повозиться ради достижения максимального результата.
Например, я снимал ролики по 2 мин и получал неплохие, но не максимальные
результаты.
Снимать короткие ролики имеет смысл при хорошем и отличном сиинге. При этом совершенно необязательно следовать идее буквально. Можно оснять один непрерывный ролик на 20 мин и после разбить его на части в PIPP. При этом и входной и выходные ролики будут в ser формате и без потери разрядности.
(С)p.v.,
10.22, Воробино