(C)p.v., Санкт-Петербург, 2014г.
Upd. 11/21, Воробино
В статье речь пойдет о модернизации инструмента SW 25012 для наблюдений в городских условиях. В эксплуатации у меня этот телескоп c 2012г., я его очень люблю и не собираюсь с ним расставаться.
Очень краткое предисловиеПервые серьезные астрономические наблюдения я проводил c 16 лет с трубой Турист-3. Именно она по праву может называться моим первым телескопом. Прослужила она мне, без малого, 30 лет. С ней я рассматривал Плеяды, Луну и Юпитер на увеличении 80х. Постоянно разбирал и собирал ее, переставлял линзочки, поднимал увеличение, приделывал ее на какие-то штативы, в общем не тратил время попусту. С перерывами, конечно. В перерывах я успел нарожать детей, трижды испортить себе жизнь женским вопросом и ничего этим не добиться.
Мы отвлеклись. Второй мой телескоп был рефрактор 100 мм, сделанный из натуральной 5мм стали на токарном станке. Своими руками, конечно. Объективом ему служила одиночная линза, добытая по большому знакомству. К нему была изготовлена стальная тренога и он шикарно крутился по всем трем осям на такой же фундаментальной экваториальной монтировке. Главное его достоинство было в том, что он был большой и красивый. Главный недостаток экваториальной монтировки был, конечно, не в экваториале, а в том, что под тяжестью моего второго телескопа она дрожала как осиновый лист, но держалась до последнего. Понятно. что в свой второй телескоп я так ничего и не увидел. В итоге, вилочную монтировку я выбросил почти сразу, а труба простояла на балконе еще 25 лет, после чего все таки отправилась в чермет, чем выполнила им месячный план по заготовке стали.
Третий телескоп я купил в магазине фото.ру. Шел как-то мимо, в итоге мимо не прошел, зашел и понял, что пора обзаводиться серьезным инструментом. И обзавелся. Это был настоящий(!) рефлектор BK13065, с целым параболическим зеркалом, т.е. не шутки. В него из коммунального колодца в центре В.О. я увидел летящий низко над соседней крышей Марс, размером с горошину, созвездие Волосы Вероники с настоящими Яслями и вроде бы М3. Или М15. Ну, в общем, какое-то пятнышко. На все это я потратил месяц, просидев холодными апрельскими ночами у открытого настеж окна. Жена терпела это тоже месяц, потом выгнала. Так я лишился третьего телескопа.
С этого момента я решил переосмыслить, что я делаю в жизни не так и я переосмыслил. Просидев пару месяцев в интернете и изучив вопрос, я пошел в магазин и купил еще один телескоп. На этот раз игры кончились. Это был Sky Watcher BKP 25012. Поскольку с этих самых пор я стал свободным человеком, мне никто не мешал отдаться любимому делу без остатка. Я снял квартиру для своего нового друга, и мы стали с ним жить хорошо. Дальше следует рассказ о том, как это происходило, на полном серьезе.
Первый опыт, сын ошибок трудных..В стандартном варианте рефлектор монтируется на треногу. Для наблюдений с балкона или через балконную дверь вариант на треноге не оптимален, поскольку труба располагается высоко и на балконе в метр шириной физически она развернуться не может. Это приводит к нескольким проблемам в наблюдениях.
Во-первых, при управлении монтировкой из программы планетария, типа Stellarium, под GoTo, труба, при пересечении меридиана норовит переложиться и неизбежно во что-либо упирается - то в балкон, то в стену. Для нормального разворота ей нужно пространство не менее 1,5м. шириной. Таким образом, перекладка на обычном балконе неосуществима. Реально, доступной для наблюдений становится одна часть неба - к западу или к востоку от меридиана. Иначе снимай трубу и переворачивай ее в креплении ЛХ руками, что непросто, поскольку она большая и тяжелая, и на балконе с ней не развернуться.
Во-вторых, труба, установленная на треноге, при горизонтальном ее положении, выносит окуляр за пределы балкона, а при вертикальном располагает его на недосягаемой без табуретки высоте для глаз в 1,8-1,9м. Кроме того, высокое расположение трубы делает ее хорошо заметной со стороны, что не комфортно, добавляет засветки от фонарей и, главное, скрадывает доступный обзору максимальный угол по склонению. Все это наводит на мысль расположить ее пониже.
В добавок ко всему, поскольку труба на монтировке, в сборе, весит около 55 кг, а с дополнительным оборудованием и того больше, процесс выноса ее на балкон превращается в большое приключение. Целиком ее не поднять и ни в одну балконную дверь в собранном виде она не пройдет. Хранить постоянно на балконе жалко и небезопасно. Остается выносить и заносить постоянно по частям. Разобрать, вынести, собрать. Снова разобрать, внести, собрать. Все это требует времени и много энергии.
Исходя из имеющегося набора "бонусов" неизбежно возникает желание упростить процесс подготовки к наблюдениям и сделать его менее затратным во всех отношениях - по времени и по физическим нагрузкам на организм, а заодно повысить отдачу в получении качественных результатов от наблюдений. Пусть за это и придется чем-либо платить.
В условиях быстро меняющегося питерского неба, появляющегося либо случайно, либо ненадолго, в любом случае, не поддающегося никаким прогнозам, повышенной влажности, в большее время года ощутимого холода за бортом, данное предприятие из раза в раз представляется довольно сомнительным удовольствием. Тем не менее, наличие инструмента в доме обязывает ловить моменты и пользоваться тем, что дают. А дают не так и мало, если быть "одетым по-погоде", т.е. иметь инструмент всегда "наготове".
Я установил монтировку на самодельную опору, сделав ее максимально низкой и по-возможности прочной, приемлемо технологичной для домашнего изготовления и нетребовательной по материалам. Все, что понадобилось из материалов - это 2 м. стального уголка толщиной 2мм, 2м листовой 2-х мм. стали, шириной 80мм, 4 болта М12х120 и 4 болта М12х40 с гайками в качестве опор. Монтировка состоит из двух частей: крестовина и короткая колонна. На изготовление ушло около 2-х дней. Из использовавшегося инструмента: разводной ключ, болгарка, дрель, заклепочник. Монтировка на опору села вполне комфортно и довольно жестко. Вибраций не больше,(скорее даже меньше), чем на треноге, т.е. практически нет.
Попутно был усилен узел крепления трубы через ласточкин хвост. В оригинальном исполнении от SW этот узел явно не рассчитан на трубу, весом в 20 кг, с такими габаритами и моментом. Все это приводило к тому, что труба ощутимо вибрировала на родном, узком, алюминиевом ЛХ. В модернизированном мной варианте, к ЛХ с обеих сторон приклепан профилированный уголок из 2мм стали, с дополнительным креплением уголка к кольцам болтами. В результате операции жесткость узла существенно возросла, а вибрации радикально уменьшились. Единственным элементом, привлекающим мой взор "конструктора" остается люфт червячных пар монтировки, который, в общем, выбирается, но не на 100%.
Если наблюдения ведутся через балконную дверь, мы выигрываем время, силы, готовность системы и условия хранения. В жертву приносим доступное для наблюдений поле и неизбежную турбулентность - но тут еще не все потеряно и есть шанс побороться, и добиться ощутимых успехов. Что касается поля обзора, все познается в сравнении. При выносе на балкон обзор составит, в случае установки на треноге, ~100-120 гр. по азимуту и от 0 до 60-70гр. по высоте. При наблюдении через балконную дверь, доступный угол составляет 0-40гр. по высоте и 20-25гр. по азимуту. С трубой меньшего диаметра этот угол был бы больше.
Труба телескопа при наблюдении через балконную дверь должна располагаться как можно ниже, чтобы обеспечить максимально доступный угол по высоте. На низкой опоре, при наблюдении через балконную дверь, обзор по высоте составляет от 15-20 до 50-55 гр., и те же 25гр. по азимуту. При этом, нижняя граница теперь определяется перилами балкона, верхняя, в обоих случаях, нависающим балконом сверху, если он есть. Поскольку небо в городе, у горизонта, представляет мало практического интереса, в отличие от области, близкой к зениту, можно считать, что жертвы у горизонта не велики, и выигрыш
по высоте состав
ляет 15-20 гр.
Что до обзора по азимуту, с неудобствами можно мириться за счет суточного вращения неба. Правда, при этом приходится планировать и тщательней ловить момент прохождения объекта через доступную для наблюдений область. Но это только "+", поскольку дисциплинирует наблюдателя и упорядочивает бессмысленное блуждание по небу, свойственное новичкам. Типовое время прохождения объекта составляет ~1,5 часа. Таким образом, низкий штатив, через балконную дверь, проигрывает треноге при выносе инструмента на балкон примерно 15 гр. по доступной для обзора высоте, но, в то же время, выигрывает у треноги те же 15 гр. при наблюдении через дверь, что и требовалось получить.
Качественное астро-фото требует максимально качественного неба, как по засветке, так и по турбулентности. Отсюда, обычно, напрашивается выезд за город или заведомо остывший инструмент, заранее подготовленный к работе на открытом воздухе - смотря какие цели перед собой ставить. С другой стороны, качественное астро-фото требует времени на подготовку, отлаженного и проверенного оборудования, а также проведения различных процедур - снятие вспомогательных кадров, требующихся при обработке, тщательной юстировки инструмента и пр. условий. Поэтому качественное астро-фото затратно, а при выезде требует принесения в жертву доступности в любое время и удобства для наблюдателя.
Если не преследовать целей побить рекорды по проницаемости и разрешению, но наблюдать часто и помногу, практически сразу, когда "дают небо", то балконный или комнатный вариант для жителя города находится вне конкуренции. При соблюдении ряда условий и результат таких наблюдений оказывается вполне достойным, а суммарный КПД от всех наблюдений будет намного выше, чем выезд за город пару раз в год.
При наблюдениях с балкона, рецепт получения относительно качественной картинки довольно прост - выносим инструмент заблаговременно, он остывает, и дальше все хорошо. Только холодно, если на дворе не лето. Что касается турбулентности, тут все зависит от атмосферы, силы и направления ветра, температуры, положения балкона в доме, этажа, утечек тепла в доме и пр.
При наблюдении через балконную дверь к этому списку добавляется утечка тепла из квартиры. И тут приходится изощряться. Главным злом является перепад температуры между улицей и комнатой, в норме достигающий десятков градусов. Именно он порождает тепловые потоки перед домом и внутри трубы, сводящие изображение на нет. Пока отопление не включено (осень, весна), картинка близка к дифракционной и для ее улучшения можно поставить в трубу вентиляторы, и использовать только их. В моем случае в трубе были установлены 2 вентилятора. Один, маленький и круглый вентилятор на вдув, установлен непосредственно на оправе вторичного зеркала. Диаметр вентилятора чуть меньше минорной оси вторички. Он нагоняет внутрь трубы холодный воздух.
Второй вентилятор, большего размера, установлен на выдув из трубы, за главным зеркалом. Управление вентиляторами осуществляется с пульта, на котором расположены кнопки включения, светодиоды и гнездо питания. Питание 12v заведено от кабеля питания монтировки. К достоинствам использования вентиляторов следует отнести отсутствие заметной пыли на зеркалах - вентиляторы ее эффективно сдувают, хотя слой грязи на зеркалах все равно неизбежно копится.
При наличии вентиляторов, труба продувается наружным воздухом, постепенно приближаясь к температуре улицы и охлаждая зеркало. Однако одних вентиляторов недостаточно. Нам надо создать условия, когда тепло комнаты будет полностью изолировано от холода улицы. При этом инструмент должен быть "на улице", а наблюдатель в тепле.
Идеалом в наблюдениях является заранее остывший, открытый инструмент в поле, который дает ощутимо лучшую, стабильную, дифракционную картину. Поэтому, лучше все таки стремиться к этому варианту, являющемуся эталоном для наблюдений. Но, поскольку в статье идет речь о "домашнем" использовании телескопа, мы будем стремиться, по-возможности, только приблизиться к нему.
Потоки выходящего из комнаты наружу теплого воздуха закрываем плотной занавеской, повешенной на балконную дверь с проделанным в ней отверстием для трубы. Подобная комбинация если не полностью, то существенно снижает турбулентность и повышает качество картинки до относительно приемлемого уровня. От повышенной температуры комнаты трубу защитит обмотка снаружи лентой из вспененного полиэтилена, обладающей хорошими теплоизоляционными свойствами. Таким образом, труба будет стремиться принять температуру улицы, охлаждаясь изнутри. Получается эффект термоса.
Очень полезно закрывать заднюю часть трубы штатной крышкой от ее передней части. В SW, да и в других рефлекторах, она туда вставляется идеально. В крышке имеется отверстие с еще одной, маленькой, съемной крышкой, открыв которое, мы получаем полностью изолированное от тепла комнаты и активно вентилируемое наружным воздухом пространство внутри трубы, грубо говоря "форточку". Из этой форточки будет дуть ощутимый поток холодного воздуха с улицы. При этом зеркало будет полностью защищено от теплого воздуха комнаты и попадания пыли с тыльной стороны. Я эту крышку посадил туда стационарно с уплотнением щелей.
В случае балконных наблюдений, при перепаде температур, мы имеем дело с медленным остыванием зеркала до температуры улицы. Она тоже то падает, то растет. Отсюда может возникнуть необходимость ускорить процесс термо-стабилизации зеркала телескопа и сделать его управляемым. Полной температурной стабилизации внутри трубы без применения принудительного охлаждения зеркала элементами Пельтье достичь будет маловероятно.
При комнатных наблюдениях, вариант с занавеской на балконной двери не так плох, как может показаться на первый взгляд. Плотно закрытая занавеска из легкой, но не продуваемой ткани, поступающим в помещение воздухом надувается, как парус. При этом поступающий в помещение с улицы холодный воздух проходит только через трубу, тем самым очень эффективно продувая ее и стабилизируя картинку. Использование вентиляторов в трубе в данном случае становится просто излишним, поскольку напор воздуха внушителен. Наличие активной вентиляции внутри трубы обеспечивает весьма эффективное охлаждение и дает приемлемую картинку практически сразу за счет обдува зеркала.
Для удобства наблюдений, уменьшения трудоемкости и времени на подготовку, в проем двери вставляется легкая, съемная деревянная рама, с теплоизоляцией из пенистого полиэтилена и окном в ней, закрытом плотной занавеской с отверстием под трубу, делающим возможным перемещение телескопа в пределах максимально доступного обзора.
Подготовка к наблюдениям в таких условиях занимает минуты, физических усилий и настроек не требует, а телескоп может находиться в "боевой готовности" всю ночь. При этом помещение полностью тепло-изолировано и не остывает, а процесс наблюдений, даже зимой, более чем комфортен. Сам телескоп, при этом, находится, как бы, на балконе, а качество картинки становится вполне приемлемо и для астро-фото с длительными экспозициями, не говоря уже о визуальных наблюдениях.
Следующий снимок сделан в описанных, "комнатных" условиях. Петербург, черта города, октябрь. Температура в помещении +27, на улице +2. Звезда в центре - Альтаир. Проницание ~15m.
Пара слов о гиде. В качестве гида используется штатный искатель SW 50х9. Вместо окуляра в трубу искателя вставлена веб-камера HP 4110. Камера обладает хорошей чувствительностью и довольно большой матрицей, формат видео Full HD 1920х1080 при 30 к/c, что при цене в 1800 руб. делает ее использование вполне оправданным. Гид с этой камерой выполняет одновременно 2 функции - искателя и, собственно, гидирования телескопа по звезде. В первом случае, на камере ставится максимальное поле зрения, что в сочетании с трубой искателя дает обзор 2х1,5 грд.
В режиме гидирования (слежения за звездой), масштаб может увеличиват
ься до 300% простым переключением режима отображения на экране с помощью штатного ПО камеры. В качестве программы гида используется бесплатный пакет PHD. Чувствительность матрицы такова, что позволяет без проблем находить подходящую звезду для гидирования почти в любой области неба(~8-9m). Не очень удобно работать с форматом 16х9, но, по большому счету, это мелочи.
На снимке ниже показана рабочая среда во время наблюдений. Показаны окна гида - вид Плеяд в гид, в режиме искателя( включено максимальное поле), логи гидирования монтировки по осям DEC и RA, окно управления фотокамерой и LiveView с камеры, окно EQMOD управления монтировкой. Как видно на снимке, чувствительность камеры гида заметно выше чувствительности матрицы основной снимающей камеры. Поэтому использование гида и в качестве искателя, одновременно, более, чем оправдано и удобно.
Еще снимок. Сделан там же, в тех же "комнатных условиях", на Nikon D5100, SW25012/Neq6, в прямом фокусе, одиночный кадр 30 сек., IS0 100. Снимок без корректора комы, без гидирования. Флэты, дарки и пр. также не применялись.
M27 (Гантель), после несложной обработки в PhotoShop.
Приводится как пример того, что может дать матрица Nikon в плане чувствительности и шумов. Выдержка в 30 сек. явно недостаточна, однако данная камера не может делать большей выдержки без доп. ИК пульта. С другой стороны, городская засветка и питерская погода делают большую выдержку, как правило, не актуальной.
Как уже говорилось выше, при управлении GoTo монтировкой под EQMOD, при пересечении меридиана, труба норовит переложиться. При наблюдении через балконную дверь, если балкон выходит на юг, это страшно мешает. Дело в том, что при наведении на объект в западной области неба, при расположении трубы справа от монтировки она возвращается к меридиану, затем выбирает нужное склонение, а уже после этого сдвигается к объекту на его часовой угол.
Поскольку балконная дверь очень узкая, это делает невозможным использование GoTo вообще. Включение опции "Force Flipped GoTo" в EQMOD тут не помогает, поскольку только отменяет перекладку монтировки, никак не влияя на ее возвращение к меридиану каждый раз. Кроме того, включение этого чек-бокса после каждого перехода не только утомляет, но и неизбежно, по забывчивости, приводит к тому, что на очередном переходе он окажется выключенным, и монтировка въедет в дверной косяк, после чего все настройки будут сбиты. А это время и очень много нервов.
Однако, на этот счет есть простое решение. В планетарии (например, в Stellarium) и(!) в настройках EQMOD надо выставить местоположение обсерватории не по реальной долготе места наблюдения, а на 30-40 гр. западнее его. Тем самым, на экране планетария небо окажется смещенным влево на этот же угол, и программа будет считать, что наблюдаемый объект находится еще слева от меридиана. А если он слева, то и монтировка ведет себя уже совсем по другому, передвигаясь от одного объекта до другого по кратчайшему пути и не выписывая загадочных фигур. Такое поведение монтировки запрограммировано в EQMOD.
Луна. Фото получено из видеоролика.
Пара слов про поиск и наведение. GoTO безусловно замечательная вещь. Но пользоваться им легко и просто не получается по ряду причин. Во-первых, монтировку надо выставить по осям, во-вторых, телескоп надо синхронизировать с программой планетария (Stellarium). В третьих, при включении телескопа, EQMOD не знает, где находится труба - слева или справа от меридиана и приходится вхолостую гонять монтировку с отпущенными тормозами, чтобы она инициализировалась на выбранном объекте.
В итоге, все равно приходится вручную наводиться на яркую звезду, после чего указать компьютеру, что телескоп наведен именно на нее и только после можно будет этого наводиться на другой объект. Но тут может вылезти ошибка установки полярной оси или труба во что-нибудь упрется, а посему точное попадание никак не гарантировано. Значит все по новой. Как результат имеем - GoTO в таком исполнении скорее красивая игрушка, чем полезный инструмент для работы, отнимающая кучу драгоценного наблюдательного времени. Другой вопрос, что гидирование при астрофото, а значит и подключение телескопа к ПК, жизненно необходимо. А GoTO при этом является скорее бонусом для желающих поиграться, но это быстро проходит.
Что же мы имеем в сухом остатке?
Остаются координатные круги, пробные снимки для идентификации видимого поля и планетарий. Координатные круги на Neq 6 имеют цену деления по RA 10'(2,5грд) и по DEC 2 грд. Практичеcкая точность наведения составляет около 1/3 -1/2 деления, что при не самой худой установке полярной оси, когда звезда не уходит из перекрестия за 1-2 мин, соответствует довольно точному попаданию объекта в кадр, с точностью +/- 1/2 кадра. Для SW25012 и камеры Nikon D5100 в прямом фокусе кадр имеет размеры 67'х48' при диагонали 1,3 грд. Далее делается пробный кадр, определяется положение по планетарию, производится коррекция положения поля и можно снимать. Если с координатным кругом DEC все просто и ясно - он показывает склонение объекта и больше ничего, то с кругом RA все не так просто. Конструктивно на этой монтировке он выполнен так, что в принципе не может выполнять ни одной полезной функции. Когда его фиксируешь, он перемещается только при ручном наведении, а при управлении с пульта или с ПК - нет. Телескоп движется - круг стоит(?!).
Для того, чтобы по нему можно было производить отсчет положения телескопа, надо:
1. Выставить полярную ось
2. Навестись на ЮГ (по меридиану)
3. Ослабить стопорные винты круга, установить метку круга на 0h(24h), сам круг зафиксировать на движущейся голове монтировки, прикрепив его скотчем.
После этого, при вращении телескопа по оси RA, часовой круг всегда будет показывать "Часовой угол" объекта, который отображается в планетарии для выбранного объекта наблюдения в данное, конкретное время. Там же, в планетарии, для этого объекта смотрим его прямое восхождение и склонение, которое и выставляем (корректируем) на круге DEC. Таким образом, имея склонение и прямое восхождение по планетарию, мы можем идентифицировать наш пробный снимок и понять, что именно попало в кадр.
Такая методика гораздо менее трудоемка, чем использование GoTO и более надежна в стесненных бытовых условиях городской квартиры, где телескоп приходится передвигать в процессе наблюдений и выставлять полярную ось каждый раз заново. В стационаре, имея "абсолютные" энкодеры (датчики углов), ситуация, конечно, совсем другая.
Как пример начального планетного фото, ниже представлено еще одно, чисто для статистики.
Справа одиночный кадр, слева фото, полученное из минутного видео-ролика с Юпитером. Фото и ролик сделаны в описанных условиях телескопом SW25012 через окуляр SW Plossl 10mm на камеру мобильного телефона.
Ролик обрезан по размеру кадра до размера планеты и выровнен программой
Castrator, затем из него были вырезаны не резкие и плавающие кадры программой
VirtualDub, после чего кадры ролика были сложены в единое фото программой
AviStack. Аналогичные результаты получаются при использовании программы
Registax. Итоговый снимок слегка доработан в Photoshop. Приводится как пример того, что получается "на коленке" при планетной съемке с большим увеличением и абы-какой оптикой - дешевый окуляр вместо хорошей линзы Барлоу, плюс турбуленция + посредственная камера.
Планеты любят спокойную атмосферу и хорошее разрешение камеры.
Если стремиться к балконным наблюдениям, обдумывалась схе
ма, позволяющая оперативно и не прилагая больших усилий выкатывать телескоп на балкон, не разбирая его. Это решение позволило бы передвигать телескоп по съемному, перекладываемому мостику, например, из ламината, в заранее определенную позицию на балконе. Это может быть пол, если он горизонтальный, или выставленная по уровню ж/б плита, расположенная в удобном месте. Плюсом наличия плиты с фиксаторами для монтировки является возможность автоматически сориентировать монтировку по полярной звезде после ее выкатывания, что важно для астро-фото с длительными экспозициями.
Забегая вперед, скажем, что такая система так и не была реализована, т.к. предполагает регулярные передвижения телескопа из помещения на балкон и обратно. Это непрактично и непросто.
В итоге выбор пал на "стационарное" размещение на балконе, на специально сооруженной для телескопа подставке. Вариантов тут может быть много. Один из них - сделать подъемную платформу по принципу паралеллограмма.
Платформа "рыба"
А теперь за работу, товарищи!Планы планами,а жизнь вносит свои коррективы. Первые относительно серьезные опыты и наблюдения выявили ряд острых проблем. Во-первых, наблюдать из помещения не лучший вариант, при всех его кажущихся преимуществах. Основная проблема - турбуленция. Как бы плотно не закрывался дверной проем тканью, она "фонит", т.е. пропускает теплый воздух из помещения на улицу. А отсюда идет смаз картинки. По этой причине телескоп для наблюдений был вынесен на балкон. Качество изображения при этом существенно возросло.
Луна с балкона
Вторая проблема - габариты и вес. Телескоп большой и тяжелый. Таскать его туда-сюда из помещения и обратно, собирать, разбирать - нереально. К тому же он долго остывает. А неостывший телескоп ничего хорошего никогда не покажет. В итоге, было принято "тяжелое" решение прописать его на балконе постоянно. На деле все оказалось достаточно просто и легко. Телескоп прекрасно себя чувствует в любую погоду, если его укутывать в полиэтилен. Ему не страшен ни дождь, ни ветер, ни влага, ни мороз. Таким образом, был достигнут разумный компромисс между хранением и наблюдениями. А это дало несколько преимуществ.
Во-первых, на балконе телескоп всегда остывший и готов к наблюдениям сразу и практически в любой момент. Во-вторых, поскольку телескоп полностью компьютеризирован, управление телескопом производится из помещения через проложенные на балкон провода. В третьих, практика показала, что серьезное занятие астро-фото требует дополнительных и немалых затрат на камеры и фильтры. При этом, если планеты можно снимать не взирая на городскую засветку, то с дипскаем все намного строже.
M31 с балкона
Не обошлось и без некоторых усовершенствований. Пришлось сделать низкую опору, т.к. с родными телескоп на балконе не помещался и его невозможно было передвигать. Узел крепления трубы к монтировке был усилен стальным уголком 30х30мм. В итоге крепление стало жестче и пропала тряска. В третьих, противовесы были расположены иначе. В итоге телескоп стал вполне компактен и даже может делать перекладку на балконе шириной в 0,9 м. Правда, грузы при этом приходится задвигать. Но это намного легче и безопаснее, чем снимать их совсем, при обычном их расположении. И в четвертых, чтобы телескопу был доступен горизонт, пришлось соорудить специализированный столик. В итоге, планеты снимаются из положения на столе, дипскай из положения на полу. Суммарный обзор по высоте - около 70 грд. В настоящее время приоритет отдаю планетам. Не только по причине засветки, конечно. Но и не в последнюю очередь благодаря ей. Планетам она не мешает.
Каждый вид астро-фото требует своего оборудования. Я пришел к выводу, что случайностей в этом деле не бывает, поэтому каждый маленький "шедевр" требует своей тщательной подготовки и профессионализма. А это требует слишком больших жертв и сам скоп в их линейке лишь небольшая часть всего процесса и расходов. Большой сетап в поля не потаскаешь, а с маленьким нет смысла заморачиваться, если стремиться к каким-то результатам с претензией на относительно серьезный любительский уровень.
Марс на SW25012
Юпитер на SW25012
Некоторые теоретические расчеты и практический опыт показали, что серьезной проблемой трубы SW25012 является маленькое вторичное зеркало. Родное зеркало, которым телескоп комплектуется, имеет малую (минорную) ось в 56 мм, большую в 81мм. Это приводит к тому, что телескоп строит "нулевое" поле с апертуры 237 мм, а свет, собираемый внешним кольцом главного зеркала, по диаметру превосходящий это значение идет мимо вторичного зеркала, не попадая в фокальную плоскость. Т.е. вторичка откровенно "просвечивает". Иными словами, мы можем поставить фотоаппарат в "тень" вторички и получить вполне нормальую картинку, собранную главным зеркалом. Это говорит о том, что телескоп работает далеко не на все свои 100%.
Построив на оконном стекле(это очень удобно) оптическую схему телескопа в натуральную величину, оказалось, что для обеспечения невеньетированного поля размером с диагональ кадра кропнутой зеркалки (d28мм при кадре ~23х15мм), необходимо иметь минорную ось вторичного зеркала 80мм и большую в 113мм.
Сравнение зеркал
Неплохо. При этом главное зеркало начинает работать на 100%, а поскольку виньетирование на таком кадре исчезнет, устраняется весьма серьезное препятствие для съемки. Экспозиция потребуется меньше, разрешение возрастет. Яркость также ощутимо вырастет, что важно для астрофото, в особенности, для планет.
При этом, если для дипская от такой замены налицо одни плюсы, с планетами не все так однозначно. С одной стороны, при повышении экранирования, теряется некоторый контраст, за счет перехода большей части энергии источника света в дифракционные кольца. С другой стороны, экранировние составляет всего 32%, что совсем не много. И с третьей стороны, уменьшение по этой же причине диска Эри приводит к повышению разрешения. Таким образом, инструмент больше смещается в область применения для астрофото. Лично меня это вполне устраивает, т.к. визуальными наблюдениями в городе я так и не увлекся.
Результат операции по замене вторичного зеркала говорит сам за себя. Ни одна планета не пострадала. Самой малоконтрастной является Сатурн, а визуальные тесты, показали, что контраст щели Кассини кажется слегка упал. А может и нет. Что до фото, то увеличение экранирования с 22 до 32% практически никак не
сказалось на результате. А вот увеличение используемого диаметра главного зеркала на 15 мм сказалось вполне явно. Яркость ощутимо выросла, разрешение тоже прибавилось. Единст
венное ощущение, которое возникло, что телескоп стал чуть более чувствителен к качеству атмосферы. Про дипскай говорить не буду - на рис. выше разница огромна.
Теперь вернемся немного назад, к наблюдениям на открытом воздухе. Совершенно очевидно, что наблюдения в городе ограничены турбулентностью, засветкой и, в большинстве случаев, не самым лучшим астроклиматом. Как тут быть? Есть пара соображений по существу вопроса.
В последнее время меня, как и многих других, начинает интересовать вопрос удаленной обсерватории. Причины понятны - в городе нет или очень мало качественного неба. Можно сказать, что она, эта "обсерватория" уже в задумках, а если еще конкретнее, то на стадии медленной, но неуклонной компьютеризации сетапа, пусть и не самого крутого, но способного на многое. И главное, что этот сетап никак не хочет самореализоваться в городе на все свои 146%. Отсюда, я нахожусь в стадии оценки чужого опыта и обдумывания общей, но своей "оригинальной" концепции удаленной обсерватории.
Вот какие мысли в этой связи, приходили мне в голову и
чем все это, в итоге, закончилось.
Астрофото на SW25012Статьи по астрофото(C)p.v., Санкт-Петербург, 2014г.
Upd. 11/21, Воробино