Зимняя олимпиада 2014 уже явилась мощнейшим стимулом для обновления и дальнейшего развития курорта Сочи.
В рамках олимпийского строительства реализуется целая программа, которая включает около 240 пунктов и около 700 подпунктов. Среди них 11 основных олимпийских спортивных сооружений в горах и на берегу моря и 18 объектов, обеспечивающих жизнедеятельность спортивных сооружений. Кроме того, в таком городе как Сочи нельзя не говорить о развитии инфраструктуры. Сегодня Сочи — достаточно труднодоступный город из других регионов России. Чтобы это изменить, в городе будет построено более 370 км автодорог, более 100 мостов протяженностью более 27 км, более 50 мостовых железнодорожных сооружений протяженностью более 16 км, 18 автомобильных и железнодорожных тоннелей. Помимо этого в рамках олимпийской программы Сочи получит более 40 объектов инженерной инфраструктуры, 4 объекта связи, более 50 объектов энергоснабжения и генерации, 7 объектов природоохранной деятельности, 4 объекта здравоохранения, более 50 комплексов жилищного, гостиничного, спортивного и курортного назначения.
Все олимпийское строительство в Сочи сосредоточено на трех основных территориях строительства: центральная часть города, горный кластер и Имеретинская низменность.
Олимпийский парк, расположенный в центре, является композиционным ядром планировки всей застройки Имеретинской низменности. На этой территории размещаются объекты различного назначения, в том числе 6 основных спортивных стадиона, из которых 4 останутся на постоянную эксплуатацию, различные гостиницы, жилые кварталы, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.
Прибрежный кластер. Общее планировочное решение территории Имеретинской низменности
Общепланировочное решение Имеретинской низменности
Центральное олимпийское ядро – Олимпийский парк – это территория общей площадью более 200 га. Впервые в истории зимних олимпийских игр создается Олимпийский парк и на сегодняшний день суммарная площадь олимпийских объектов самая большая в мире. Рядом расположен железнодорожный вокзал, принимающий гостей олимпиады, который соединен с главной олимпийской площадью парком условно называемым «Парк-река» с разноцветными пешеходными мостами, обеспечивающими в дальнейшем переход пешеходов над трассой, которая свяжет две территории вокруг парка.
Схема территории Олимпийского парка
Под размещение различных объектов в районе Красной Поляны отведена колоссальная территория со сложнейшим рельефом с перепадом отметок в районе 2000 м. Основным транспортом здесь будет канатные дороги, что необычно для других районов нашей страны. В этом районе расположены самые разнообразные спортивные объекты.
Горный кластер. Схема размещения объектов
Итак, как задумывали и создавали архитекторы образы спортивных сооружений? Безусловно Сочи – совершенно необычный город по своим климатическим и природным особенностям, не присущим остальной территории страны: теплое море, полгода заснеженные вершины гор, бурлящие реки, потоки ниспадающие с гор в море… И вот эта природная составляющая и явилась источником вдохновения для архитекторов.
Когда осматриваешь спортивные объекты, многие из которых уже завершены, то можно заметить: если посмотреть под определенным ракурсом, то они очень похожи, несмотря на то, что имеют разных авторов, разное функциональное назначение, разные мощности, а все-таки образное начало было единым.
Пример разработки образа главного стадиона в Олимпийском парке. По сути своей – это футбольный стадион, но задействован на Олимпиаде для проведения церемоний открытия и закрытия – главных событий Олимпийских игр. В дальнейшем, в Сочи будут проходить матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. На этом стадионе может быть размещено от 25 до 45 тысяч зрителей. Но пластическое решение, как можно видеть, берет свое образное начало от самой западной гряда Северного Кавказа.
В верху виден набросок автора образа стадиона, а рядом представлена фотография ущелья Ах-Цу в районе Красной Поляне. Пластика стадиона очень напоминает это ущелье. Возведение стадиона в самом разгаре. Этот объект будет завершен последним, остальные уже фактически готовы.
Дизайнерские решения архитектурных составляющих Большой ледовой арены и Дворца конькобежного спорта повторяют очертания гор.
Как и Дворец для фигурного катания.
Интерьеры очень гармоничны с внешним обликом. Например, интерьеры Арены для конькобежного спорта.
Дворец для фигурного катания. Недавно здесь прошли первые соревнования. Сейчас он выглядит так:
А это два примера временных сооружений: Малая ледовая арена и Дворец для керлинга. В их образах мы видим такую же гармонию с ок
ружающей природой.
Главный медиацентр во время олимпийских игр расположен за пределами Олимпийского парка. В дальнейшем комплекс будет переоборудован в крупнейший культурно-развлекательный и деловой центр с гостиничным комплексом.
Вокруг Олимпийского парка расположены различные отели.
Формы и решения для санно-бобслейной трассы появились из-за желания архитекторов максимально вписаться в природный пейзаж. Сейчас этот объект готовится к соревнованиям. К сожалению, пока не выполнено благоустройство территории.
Зимний вид трассы. Видно, как конструкции сооружения гармонично писаны в среду.
Трамплинный комплекс уникален своим особым конструктивным решением на огромной платформе на высоком склоне. Очень трудное решение. Картинка в нижнем правом углу показывает как будет застроен комплекс жилыми и гостиничными кварталами. Стоит отметить, что даже общая планировка вписывается в природный ландшафт.
Некоторые объекты реализуются в стиле хай-тэк. Например, стадион Газпрома для лыжных гонок и биатлона. Даже не смотря на такое современное решение, с определенных точек зрения видно его удачное вписание в окружающий природный ландшафт. С открытых площадок стадиона зрители могут любоваться окружающим пейзажем со снежными вершинами.
В горной местности в застройке Сочи сейчас преобладают в основном два стиля: шале, как в горных районах Европы и средиземноморский стиль, который уже использовался в 1930-50-х гг в архитектуре сочинских зданий. Поэтому все объекты, которые расположены на равнинных участках, выполнены в средиземноморском стиле, а те, которые расположены в горах, решаются в стиле шале.
При подготовке к играм в Сочи огромное значение имеет развивающаяся транспортная инфраструктура. Примеры новых вокзальных комплексов в горной местности. Архитектурное решение максимально вписано в окружающую природу.
Вокзал Олимпийского парка, обеспечивающий приезд и выезд всех гостей различных соревнований Олимпиады и чемпионата мира по футболу. Форма этого вокзала напоминает спускающуюся к морю горы.
Адлерский вокзальный комплекс состоит из железнодорожного вокзала и морского терминала.
Сейчас он в таком виде.
Многие и многие десятилетия город не имел нормального аэровокзала. Еще в советское время началось строительство нового комплекса, который функционирует сейчас, десять лет стоял незавершенным. Даже не смотря на то, что дизайнерские решения устарели, его модернизировали и постарались вписать в ландшафт. Сейчас он обогатился железнодорожной платформой, которая обеспечивает быструю связь с центром Сочи через Адлер, что в дальнейшем должно существенно разгрузить автомобильную трассу.
Нельзя не отметь, что дизайн, который виден в спортивных сооружениях и других зданиях, нашел свое отражение и в транспортной инфраструктуре: различных эстакад и путепроводов.
Говоря о внешнем облике нельзя не сказать о конструктивных решениях. В конструкциях также отразилась геометрия окружающей среды.
Интерьер Большой ледовой арены, в котором можно увидеть кружево ферм, создающих оригинальное внутреннее пространство.
Конфигурация мостов «Парка-реки» сегодня несколько изменена при сохранении колористического решения. С их высоты можно увидеть всю территорию Олимпийского парка. Передвигаться по ним можно как пешком, так и на любом средстве для маломобильных граждан.
Плавно переходим к доступности территории и объектов маломобильных граждан. Например, в лестницу, ведущую от вокзала к Олимпийскому парку, вписаны пандусы.
Все спортивные объекты также снабжены пандусами, которые не только не портят внешний вид, а стали дополнительными элементами, которые их украсили.
Предусмотрены и лифты для подъема людей.
Входы в здания не имеют порогов, которые бы препятствовали доступу в них маломобильных граждан. А сопряжения различных поверхностей также не имеют никаких ступеней.
Временные сооружения обеспечены входными рампами для более скорейшего пропуска зрителей к трибунам.
Примеры организации доступа маломобильных граждан в различные спортивные объекты и внутри них.
Все спортивные объекты снабжены специальной системой навигации, адаптированной для слабовидящих людей, а ступени лестницы еще и дополнительной подсветкой.
Проект разработки системы навигации для Большой ледовой арены.
Юрий Владимирович Менчиц,
начальник архитектурного отела ГК «Олимпстрой», заслуженный работник культуры РФ, лауреат Премии Москвы, обладатель Национальной премии РФ в области дизайна, первый вице-презиент Союза дизайнеров России, член Международного Художественного Фона, член Московского Союза художников
Источник: «Архитектура Сочи»