Злата Николаева
03.08.2011
Интернет изменится. Во-первых, завоевавшие планету социальные сети останутся – но одному богу известно, как они будут выглядеть. Во-вторых, изменятся точки выхода в сеть: по прогнозам Morgan Stanley уровень проникновения и распространения мобильного интернета догонит десктопный, а в течение 5 лет – обгонит. Это значит, что интернет будет с пользователями повсюду: в смартфонах, автомобилях, а может быть, даже в одежде – не зря же в компанию Apple полтора года назад пришел работать эксперт в области портативных компьютеров Ричард ДеВол (Richard DeVaul), в свое время создавший умные очки и переносные системы мониторинга для спортсменов.
Какой бизнес можно масштабировать, а какой нет? Какие ниши плотно заняты, так, что не вклинишься, а куда еще можно сунуться и попросить подвинуться? Наконец, если планировать на будущее – что будет популярно через 2, 5, 10 лет? Slon.ru выбрал пять возможных направлений прорыва.
Онлайн-торговля Интернет-магазины и покупки в сети – это как будто бы не тренд будущего, а реалии сегодняшнего дня. Люди покупают в сети все: от софта и книжек до одежды, мебели, техники и автомобилей. Эта сфера давно уже выросла из пеленок: один только российский Ozon.ru в 2010 году заработал на книгах и сопутствующих товарах 4,15 миллиарда рублей (рост – на 34% за год). Сегодня ритейлеры, работающие в интернете – и крупные, и совсем крохотные – тратят кучу времени и сил на решение вполне реальных проблем, тормозящих развитие. Это, прежде всего, отсутствие адекватных логистических схем и служб доставки (кто сказал «Почта России»?), а также складских помещений, не самые ясные горизонты правового поля в области онлайн-платежей, неготовность потребителей пользоваться электронными платежными средствами (или хотя бы банковскими картами) и так далее. Это «человеческий фактор» с хроническим отсутствием у курьеров сдачи, наконец. Российский рынок интернет-торговли переживает подростковый возраст со свойственными ему проблемами и потрясениями – и это только начало. Куда двигаться? В 2003 году аналитики Retail Forward в исследовании «Twenty Trends for 2010: Retailing in an Age of Uncertainty» сделали прогноз относительно того, каким будет глобальный рынок ритейла сегодня. Основные тренды будущего по прогнозам 7-летней давности: развитие онлайн-торговли и появление «умных магазинов», превращение ритейлеров в бренд-менеджеров, торговля через мобильные телефоны, ориентированная, прежде всего, на B2B-сектор. Предсказания оказались чересчур оптимистичными, и никаких умных магазинов (если только не назвать таковыми с натяжкой рекомендательные сервисы и прочие производные «длинного хвоста») в интернете пока не наблюдается – а спрос на вдумчивое потребление растет. По данным Forrester, в период с 2010 по 2015 год рынок онлайн-продаж на Западе будет расти на 10% в год (и достигнет $279 млрд в Штатах и 134 млрд евро в Европе). В России же, как считают аналитики Finam, электронный ритейл станет основным драйвером развития, так как он не тормозится вступившим в силу в 2010 году драконовским законом о торговле.
Геосервисы и локализация «Если вы будете проходить мимо молочной лавки, Google напомнит вам о том, что дома закончилось молоко. Он расскажет, что в магазине, к которому вы приближаетесь, продаются постеры со скачками. Что убийство двухвековой давности, о котором вы читаете в книге, происходило в соседнем подъезде», – так описывает будущее Эрик Шмидт из Google. Совсем скоро гики наиграются в игру «отметься во всех 5-ти барах, которые ты посетил в ночь с пятницы на субботу» – бессмысленные развлечения живут недолго. Но сама по себе геолокализация не только не умрет, но и начнет наконец-то приносить массовую пользу. С ростом проникновения мобильного интернета и интернетизацией малого бизнеса возникнет потребность в удобных сервисах, завязанных на геолокации. Что это за сервисы? Мобильная реклама локального бизнеса, навигаторы по определенным категориям мест, справочники заведений, находящихся поблизости, и так далее. Причем главный упор будет делаться на интерактивность таких сервисов, а не на их назойливость: например, реклама в идеальном мире будущего не набрасывается на пользователя с предложениями что-то купить, а делает выгодные предложения и скидки.
Системы планирования В одной из свежих статей проекта Small Business журналист Дэвид Фридман предлагает владельцам малого бизнеса десятки сервисов и приложений для автоматизации процессов внутри компании – большинство из них, что характерно, платные (за исключением продуктов Google и Yahoo Task Manager). Российские бизнесмены и управленцы зачастую ограничиваются узким набором обязательных программ (вроде бухгалтерской 1С или «Мегаплана»). И создание систем и программ для удобного планирования чего бы то ни было – направление бизнеса, которому только предстоит набрать обороты, во всяком случае, в России. Речь идет как о системах учета и организации работы по направлениям в крупных и средних предприятиях, так и о индивидуальных помощниках: для планирования спортивных тренировок, семейных трат, расписания дня и т.д.
Медицина Проект Google Health – хранилище информации медицинского характера о пациентах американских клиник – существует уже 5 лет. Десятки тысяч людей (и их лечащих врачей) хранят онлайн-карты болезней, доступ к которым при желании можно получить в любой точке мира. В январе 2012 проект, правда, закроют – и конкурент Google, компания Microsoft, уже предлагает пользователям переносить информацию о своих болячках и аллергиях в HealthVault. А будут и другие. Сервисы, которые ставят диагнозы, уговаривают выйти на пробежку (и измеряют частоту пульса), напоминают, что нужно выпить таблетку, и многое, многое другое. Подобные проекты будут очень востребованы совсем скоро, потому что давайте признаем: интернет-пользователи не молодеют. Сегодняшнее поколение подростков «ВКонтакте», наигравшись в «флиртоманию» и «веселых фермеров», уже через 5–10 лет будет искать педиатра для своих детей, увидит в зеркале первую морщину или почувствует, как что-то колет в правом боку. И так как эти люди выросли в интернете – то и решения своих проблем они будут искать именно там.
Госуслуги Взаимодействие граждан и госструктур, уплата налогов и штрафов, дискуссионные площадки и инструменты для голосования в сети – все это сегодня как будто бы развивается, но не то чтобы стремительно. Программа электронного правительства не в первый раз проваливается, сроки сдвигаются, концепции меняются. Сервисы, которые давно должны были стать повседневными и обыденными, пока таковыми не стали. Да, с помощью сайта Gosuslugi.ru можно, помолясь, получить заграничный паспорт, подать заявление в ЗАГС в интернете, но ни о каких понятных и удобных платформах, связывающих между собой разные ведомства и учреждения, речи не идет. Кроме того, развитие сферы государственных услуг тормозит проникновение интернета. Но к 2015 году, по прогнозам, покрытие широкополосного доступа к интернету в России достигнет 60–80%, и спрос на госуслуги резко возрастет. Возникнет острая потребность в создании, поддержке и масштабировании проектов и платформ для взаимодействия – федеральных ведомств и граждан, региональных служб и граждан, региональных и федеральных служб, бизнеса и государства, и так далее. А значит, и в командах-подрядчиках, которые способны создавать, масштабировать и поддерживать.
http://slon.ru/blogs/zlatanik/post/605283/
|