Зарегистрировано: 288




Помощь  Карта сайта

Текст дня

Полный список обладателей премии "Оскар 2011"

http://www.vesti.ru/d
oc.html?id=432031 В Лос-Анджелесе прошла 83-я церемония вручения премии Американской киноакадемии "Оскар". Триумфатором ожидаемо стал фильм "Король говорит!", забравший четыре основные награды. Достаточно успешно выступили фильмы "Боец", "Социальная сеть" и "Начало". Эти ..
Дальше..

Фото дня

Вид с северо-востока

Вид с северо-востока



Тексты. Прозариум

Тексты на сайте могут публиковаться как в составе книг, по которым они "разложены", так и по отдельности. Тексты можно публиковать на странице их владельца, в блогах, клубах или рубриках сайта, а так же в виде статей и объявлений. Вы можете публиковать на сайте не только собственные тексты, но и те, которыми хотите поделиться с читателями, соблюдая авторские права их владельцев.
Prozarium CMS | Реклама, сотрудничество | Разработка, продажа сайтов

Для добавления вашего собственного контента, а также для загрузки текстов целиком, загрузки текстов без разбиения на страницы, загрузки книг без разбиения на тексты, необходима авторизация. Если вы зарегистрированы на сайте, введите свой логин и пароль. Если нет, пожалуйста, пройдите регистрацию



Опубликовано в: Клуб: Утечка мозгов и эмиграция
<--Иммиграция, эмиграция, репатриация
<--Общество и государство

не число





ОБ "УТЕЧКЕ УМОВ" ИЗ РОССИИ В АМЕРИКУ

14.04.2010


В.С. МОРОЗОВА (*), (c)
http://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191240226
2000 г.

Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности.

Л. Пастер

Во второй половине XX века в мире усилились миграционные процессы высококвалифицированных специалистов. Россия, долгое время существовавшая за "железным занавесом", находилась вне этих тенденций. Однако на пороге третьего тысячелетия, когда роль науки в обществе безгранично велика, российские специалисты оказались непосредственными участниками процесса интеллектуальной миграции.

В последнее время в прессе все чаще стали говорить о проблеме "утечки умов" (или "утечки мозгов"). Этот термин, появившийся в конце 1950-х - начале 1960- х годов на пике эмиграции высококвалифицированных специалистов из стран третьего мира, а также из Великобритании и других стран Западной Европы в США, прочно вошел в политический язык России в 1980-1990-е годы. Существует множество определений данного понятия, однако все они сходятся в том, что под "утечкой умов" рассматривается некий процесс потери страной интеллектуальных человеческих ресурсов в результате выезда из нее научных кадров. Другими словами, "утечка мозгов" есть потеря умственного капитала - одного из наиболее значимых ресурсов в современном обществе.

В настоящее время наблюдается подъем миграционной активности российских специалистов, что не может оставлять равнодушными заинтересованных в благополучии России граждан. В конце столетия Россия оказалась перед лицом многих проблем, связанных с переходным периодом и попыткой построить демократическое государство. Любая ломка социальных отношений, как правило, сопровождается негативными процессами. Однако на науку эти процессы могут оказать губительное, необратимое воздействие. Сохранение интеллектуального потенциала России и дальнейшее развитие отечественной науки - важная и актуальная задача, от решения которой во многом зависит не только


--------------------------------------------------------------------------------

* МОРОЗОВА Валентина Станиславовна - аспирантка ИСКРАН.

--------------------------------------------------------------------------------

состояние экономики и уровень жизни россиян, но и независимость страны в целом.

Стоит отметить, что проблема "утечки умов" не является непосредственным порождением XX столетия. Так, шведский историк Стивен Дедьер, занимающийся историческими аспектами интеллектуальной миграции на основе дошедших до наших времен документов, пришел к выводу, что проблема существовала уже в античности: об этом, в частности, свидетельствует развитие Александрии при правлении династии Птолемеев (305-30 гг. до н.э.). Поставив перед собой задачу опережения Афин в культурном, научном и экономическом развитии, Птолемей I, а затем и его последователи проводили политику привлечения философов (в основном, переманивая их из Греции) к управлению. Кроме того, в Александрии были открыты крупные библиотека и музей, где собрались светлейшие умы того времени, вносившие огромный вклад в развитие египетской цивилизации. Неудивительно поэтому, что лучшие труды ученых и философов, дошедшие до нас, были написаны именно в Александрии учеными, приехавшими туда из других регионов (1).

Таким образом, уже в античности существовала проблема интеллектуальной миграции, равно как и политика по привлечению ученых и философов из других регионов на работу в своем государстве. Несомненно, существовала она и в средние века, и в более позднее время. Однако отличительная черта того времени заключалась в том, что основными факторами интеллектуальной миграции были обстоятельства "внутринаучного порядка". Иначе говоря, причины миграции ученых лежали внутри самой науки, заключаясь в основном в неравномерном развитии научных школ. Именно поэтому интеллектуальную миграцию до XX в. можно охарактеризовать как переезд ученых в другие города (позже - в государства) в поисках знаний.

Для XX в. характерно то обстоятельство, что помимо небывалых масштабов интеллектуальной миграции решающую роль играют процессы, часто складывающиеся не внутри науки, а в обществе в целом. К ним относятся, прежде всего, кризис экономических, социальных, политических и культурных отношений. Человек, посвятивший себя исключительно научному творчеству, в результате ухудшения социально-экономической ситуации не имеет возможности самореализоваться в качестве ученого в своей стране. При этом многие страны заинтересованы в получении готовых или подающих надежду специалистов в связи с нехваткой собственных специалистов высокого уровня.

Используя экономические термины, можно говорить о наличии спроса и предложения на рынке, где в качестве товара выступает ученый (или, скорее, его труд), а в качестве продавца и покупателя - страна-донор и страна- реципиент соответственно. Это довольно примитивная абстракция, однако с ее помощью удается объективно, вне зависимости от желаний, стремлений и намерений каждого отдельного ученого, принявшего решение о переезде в другую страну, представить картину "товарообмена" между странами, т.е. интеллектуальную миграцию.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Dedijer S. "Early" Migration. In: The Brain Drain. Ed. by W. Adams. N.Y., 1968, pp. 9-28.

--------------------------------------------------------------------------------

Следует отметить, что заинтересованность одних стран в "переманивании" специалистов из других стран для работы в собственных научно- исследовательских центрах начала проявляться после второй мировой войны. Одной из главных причин возросшего внимания к роли науки со стороны государства, к сожалению, стала начавшаяся холодная война и сопутствующая ей гонка военных технологий. Так, уже в 1947 г. в трехтомном исследовании "Наука, техника и американская дипломатия", вышедшем в США, подчеркивалось, что "наука и техника создают новые возможности для достижения важнейших целей американской внешней политики и заслуживают большего внимания с точки зрения... будущего США, чем любой другой элемент национальной политики" (2).

Именно с конца 40-х годов усилилось внимание как государства, так и общества к науке и ее деятелям, выразившееся, прежде всего, в выделении все больших средств со стороны государства и частного бизнеса на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Интерес к ним, проявившийся в росте инвестиций в науку и образование, особенно усилился в конце 50-х годов в связи с шоком западных стран, вызванным запуском первого советского искусственного спутника Земли.

Между тем наука стала выходить на лидирующие позиции и в производстве, становясь основной производительной силой общества, органичной составной частью национальных экономических систем США, Западной Европы и СССР. Осознание значимости науки для развития государства в целом, включая его безопасность, экономический рост и социальную стабильность общества, было тем толчком, который заставил ряд государств (прежде всего, США, а впоследствии и Канаду) пересмотреть свою иммиграционную политику в сторону все большего открытия границ для высококвалифицированных специалистов из других стран. Важным документом с этой точки зрения стал принятый сенатом США закон "Об иммиграции" 1965 г., который, отменяя этнический подход к выдаче "зеленой карты", ввел новый принцип отбора, описанный следующим образом президентом Л.Джонсоном: "...Тем, кто желает эмигрировать в Америку, будет выдано разрешение на въезд в страну исходя из их способностей" (3). Таким образом, отбор эмигрантов по закону 1965 г. проводился не на базе расы/национальности индивида, а на базе профессиональных способностей претендента и потребности США в определенных специалистах.

123456