Зарегистрировано: 330




Помощь  Карта сайта

О чем пишут?

Константин Мелихан. Как писать

Константин Мелихан. Как писать (Выведение из практической стилистики русского языка) Прежде, чем начать разговор о стилистике русского языка, остановимся на том, С ЧЕГО ВООБЩЕ НАЧИНАТЬ. Начинать надо с главного. Многие авторы, особенно начинающие, страдают болезнью раскачки, начинают вяло, с ..
Дальше..

Я так вижу!

Странный след

Странный след

Район NGC 6990 09.08.2013,0:43 SW25012, MPCC, Nikon D5100. выдержка 22,5 сек.


Тексты. Прозариум

Тексты на сайте могут публиковаться как в составе книг, по которым они "разложены", так и по отдельности. Тексты можно публиковать на странице их владельца, в блогах, клубах или рубриках сайта, а так же в виде статей и объявлений. Вы можете публиковать на сайте не только собственные тексты, но и те, которыми хотите поделиться с читателями, соблюдая авторские права их владельцев.
Prozarium CMS | Реклама, сотрудничество | Разработка, продажа сайтов

Для добавления вашего собственного контента, а также для загрузки текстов целиком, загрузки текстов без разбиения на страницы, загрузки книг без разбиения на тексты, для работы с закладками необходима авторизация. Если вы зарегистрированы на сайте, введите свой логин и пароль. Если нет, пожалуйста, пройдите на регистрацию



Опубликовано в:
0





Кто кого кормит?
Кирилл Сугробов
19.12.2012


"Лента.ру" разбиралась в финансовых отношениях Москвы и Кавказа
В декабре правительство утвердило программу развития Северного Кавказа, которая предусматривает государственные инвестиции в 2,5 триллиона рублей. Практически одновременно несколько высокопоставленных чиновников попытались опровергнуть уже устоявшийся тезис о дотационности кавказских регионов, отметив, что их регион "сам кого хочешь накормит". "Лента.ру" решила обратиться к статистике и разобраться, кто на самом деле является "донором", а кто "потребителем" в отношениях между южными республиками и остальной Россией.

Решение по программе развития Северо-Кавказского федерального округа, утвержденной правительством 13 декабря, откладывалось несколько раз. Ее планировалось рассмотреть и одобрить еще в 2011 году, но тогда программа увязла в дискуссиях чиновников. Деловая пресса писала, что Министерство финансов не поддерживало программу из-за ее дороговизны - документ 2011 года предусматривал, что на развитие Кавказа должно быть выделено более 5,5 триллиона рублей, из них 2,6 триллиона - из федерального бюджета. Но уже летом 2012 года программу начали "резать".

Одобренный вариант программы предусматривает, что до 2025 года Северный Кавказ получит 2,5 триллиона рублей. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что из федерального бюджета региону будет выделено только 235 миллиардов рублей, отметив также, что размер затрат на завершающем этапе программы чиновники еще будут уточнять. При этом, по словам главы Минрегиона Игоря Слюняева, 90 процентов финансирования планируется привлечь из внебюджетных источников.

Что это за источники, дал понять полпред президента в СКФО и по совместительству вице-премьер Александр Хлопонин. Из его слов следует, что речь идет в том числе о средствах "госмонополий, крупных корпораций и компаний, включая корпорации развития Северного Кавказа и 'Курорты Северного Кавказа'". Последние также получают средства из федерального бюджета. Хлопонин отметил, что на развитие региона можно пустить и сверхдоходы бюджета от продажи нефти и газа, если такие будут, и что он готов выходить с соответствующей инициативой в правительство. Полпред президента добавил также, что Кавказ должен "выйти на самоокупаемость" и перестать получать дотации к 2025 году.

Секвестирование программы развития Кавказа вполне укладывается в тенденции формирования российского бюджета. Как ранее писала "Лента.ру", в бюджете на 2013-2015 годы нет каких-либо крупных инвестиционных проектов. Кроме того, в федеральном бюджете были сокращены социальные статьи, а часть нагрузки перенесена в регионы. Тем не менее принятие программы еще раз подчеркнуло отношение к Северному Кавказу как к региону, которому требуется особое внимание федерального центра, в том числе и финансовое. Поэтому заявления, сделанные за два дня до принятия программы высокопоставленными кавказскими чиновниками, кажутся странными.

11 декабря глава Северной Осетии Теймураз Мамсуров, глава Дагестана Магомедсалам Магомедов и глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов собрали в Москве пресс-конференцию, темой которой стала инвестиционная привлекательность региона. Если многочисленные высказывания на тему того, что лозунг "Хватит кормить Кавказ!" работает на развал России, были вполне традиционны, то экономические выкладки политиков заслуживают внимания. В принципе, они сводятся к тому, что Кавказ является экономически самодостаточным регионом.

"Когда первые 20 самых дотационных территорий России увидите - ни одной территории Северного Кавказа в этой посадке еще нет, мы появляемся потом. Так давайте сначала эти 20 истребим, Камчатку и всех там нахлебников так называемых, если пользоваться этим термином. Начнем с них", - заявил Мамсуров (цитата по телеканалу "Дождь"). Он отметил, что регион отдает России больше, чем получает обратно. "Вы полетайте на вертолете над нашими республиками, у нас ни один гектар не остался необработанным. Нас кормить не надо, мы сами кого угодно накормим", - сказал глава Северной Осетии.

Финансовые отношения кавказских республик и федерального центра - это, пожалуй, один из лучших примеров непрозрачности российской бюджетной политики. Ни один чиновник ни разу не говорил, сколько в сумме денег тратится на развитие СКФО и как эти расходы соотносятся с инвестициями в другие регионы. Организаторов кампании "Хватит кормить Кавказ!", набравшей обороты в конце 2011 года, нередко критиковали за подтасовку фактов и ставили им на вид, что республики СКФО являются не самыми дотационными в России. Так, спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов заявлял следующее: "Общеизвестно, что, к примеру, финансирование Дальнего Востока, Москвы и Санкт-Петербурга не идет ни в какое сравнение со скромными дотациями Северному Кавказу". Тем не менее, если посмотреть на цифры, то складывается впечатление, что и сторонники, и противники "теории кормления Кавказа" оперируют мифами, а не фактами.

Простая математика
Для того чтобы понять, кто кого "кормит", необходимо иметь некоторое представление о российской бюджетной системе. Россия является федерацией, а значит, в стране есть четкое разделение доходов и расходов федерального бюджета и регионов. В мире существуют две основные схемы организации бюджетного федерализма: американская и германская. Первая подразумевает, что за каждым уровнем бюджета закреплены определенные налоги, а вторая - что за субъектами федерации закреплены определенные доли в собираемых на их территории федеральных налогах. При грамотном администрировании и американская, и германская система могут работать эффективно, но в России на практике не введена ни первая, ни вторая.

Большая часть налогов в РФ собирается в федеральный бюджет, откуда распределяется по приоритетным направлениям. В результате 72 из 83 субъектов России - дотационные и фактически вынуждены постоянно просить денег у Москвы. Федеральный бюджет, кроме собираемых в регионах налогов, активно пополняется за счет таможенных пошлин, которые чиновники также могут тратить по своему усмотрению. Это приводит к сильной зависимости экономики субъектов от политики центра - другими словами, федеральные чиновники имеют полное право давать больше денег тем, кто им кажется важнее, обделяя остальных.

Если сравнивать российские регионы по объемам дотаций, которые они получают, то субъекты СКФО, вопреки словам Мамсурова, почти все окажутся в первой двадцатке. Так, согласно данным Министерства финансов, Дагестан в 2012 году должен был получить федеральных дотаций на 36,8 миллиарда рублей. По этому показателю он уступил всего одному региону - Якутии (44 миллиарда). Чечня занимает пятое место с объемом дотаций в 14,5 миллиарда, уступая Камчатке (14,6 миллиарда) и Алтайскому краю (16,3). Ставропольский край, который также входит в СКФО, занимает восьмое место (9,7 миллиарда), уступая Бурятии (13) и Тыве (9,9). Другие регионы Кавказа, правда, немного "отстают", но в двадцатку все равно попадают почти все: Ингушетия на 13 месте (7,2 миллиарда), Северная Осетия - на 18-м (6,7), Кабардино-Балкария - на 19-м (6,4) и Карачаево-Черкесия - на 21-м (5,6). Примечательно, что в первую двадцатку, кроме Кавказа, входят не только регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири (республика Алтай, Забайкалье, Приморье, Магадан), но и Западной России (Воронежская, Ивановская, Тамбовская, Кировская и Курганская области).

Разница в ценах
На Камчатке и в Чечне из-за различающегося уровня цен на одну и ту же сумму денег можно сделать совершенно разный объем работ. Чтобы "уравнять" регионы, можно учитывать индекс стоимости жизни, рассчитываемый Росстатом. Согласно этому индексу, цены в кавказских регионах в среднем на 10-15 процентов ниже, чем в целом по России. В Петропавловске-Камчатском, они, напротив, выше на 63 процента, а в близлежащей Палане - на 71 процент. Если сравнивать по "паритету покупательской способности" федеральные дотации для Камчатки и для СКФО, то получится, что на Камчатке дотации в 100 тысяч рублей на человека дают такой же эффект, как 50 тысяч на Кавказе.
123