Зарегистрировано: 402




Помощь  Карта сайта

Текст дня

Фаина Раневская. Судьба-шлюха

Фаина Раневская. Судьба-шлюха Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе плохо - не хочется. Хорошо - неприлично. Значит, надо молчать. К тому же я опять стала делать ошибки, а это постыдно. Это как клоп на манишке. Все бранят меня за то, что я порвала книгу воспоминаний. ..
Дальше..

Фото дня

Игорь Трифонов

Игорь Трифонов



Тексты. Прозариум

Тексты на сайте могут публиковаться как в составе книг, по которым они "разложены", так и по отдельности. Тексты можно публиковать на странице их владельца, в блогах, клубах или рубриках сайта, а так же в виде статей и объявлений. Вы можете публиковать на сайте не только собственные тексты, но и те, которыми хотите поделиться с читателями, соблюдая авторские права их владельцев.
Prozarium CMS | Реклама, сотрудничество | Разработка, продажа сайтов

Для добавления вашего собственного контента, а также для загрузки текстов целиком, загрузки текстов без разбиения на страницы, загрузки книг без разбиения на тексты, необходима авторизация. Если вы зарегистрированы на сайте, введите свой логин и пароль. Если нет, пожалуйста, пройдите регистрацию



Опубликовано в: Клуб: Общество и государство

0





Умное государство
Евгений Рябов
08.09.2011


Умное государство

Евгений Рябов, советник генерального директора ООО «Печора СПГ»

Качество работы бюрократического аппарата в России можно заметно улучшить без репрессий и революций. Требуется лишь минимум политической воли и применение давно известных в мире теорий реинжиниринга административных процессов

Система государственного управления должна способствовать решению задач социально-экономического развития. Между тем на текущий момент именно ее особенности выступают главным препятствием на этом пути». Это не цитата видного представителя несистемной оппозиции для радиостанции «Эхо Москвы», а публикация заместителя председателя правительства РФ Алексея Кудрина в журнале «Вопросы экономики» № 3 за этот год.

Алексей Леонидович хорошо знает предмет. По стечению обстоятельств именно в недрах его ведомства был рожден бюрократический шедевр, насмешивший всю страну. Департамент Минфина письмом от 13 мая 2011 г. № 03–04–06/6–107 рекомендует организациям принимать все возможные меры по учету экономической выгоды, получаемой сотрудниками при употреблении питьевой воды из кулеров в офисах. Подождем разъяснений в отношении туалетной бумаги и мыла? Из таких вот мелких штрихов и складывается безрадостная картина государственного управления в целом и инвестиционного климата в частности.

В рамках дискуссионного клуба «Валдай» одним из иностранных участников была высказана претензия: за год работы компания собрала разрешения на строительство одного завода в России и успела построить два завода в Европе. Вот и премьер на совещании по проблемам нефтепереработки в городе Кириши был очень впечатлен. Процитируем его эмоциональную реакцию на жалобу компании «Сургутнефтегаз»: «Это касается вообще промышленного строительства. Четыре года согласовывали экспертизу. Невероятно! Четыре года, чтобы только экспертизу собрать! Мы сейчас их здесь напрягаем, чтобы они строили новые мощности. Как же они будут строить? Четыре года экспертизу получали только! А потом еще разрешение нужно на строительство получить!»

Куда уходит время
Для того чтобы понять, из чего складываются потери времени и денег, разберем ситуацию получения всего лишь одного разрешения на строительство из десятков требуемых.

Чуден при внимательном чтении административный регламент «Предоставление государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых» (утвержден приказом Минприроды России от 03.03.2010 № 59).

Лицо, обладающее правами на землю и желающее что-либо на ней построить, должно получить в «Роснедрах» справку об отсутствии или наличии полезных ископаемых под участком. Если справка подтвердит наличие месторождения, то потребуется получить в «Роснедрах» разрешение на застройку. Для этого заявитель приобретает в государственном геолфонде геологические карты и разрезы, получает от недропользователя согласие и справки о перспективах разработки месторождения и ожидаемых потерях запасов полезных ископаемых в связи с намечаемой застройкой. Понадобится еще справка о статусе участка недр: федеральном, резервного фонда, лицензируемом. Оплатив госпошлину, собрав и сдав кипу документов, заявитель ждет результата.

Сам административный регламент не содержит даже намека на основания запрета или разрешения застройки, кроме полноты комплекта заявочных материалов. К счастью, интернет-портал «Госуслуги» дает искомое разъяснение: отказ следует в случае, если техническими проектами и экономическими расчетами не доказано, что совокупный экономический эффект от застройки выше, чем от разработки полезных ископаемых.

Если до середины Днепра и долетит редкая птица, то получить разрешение на застройку в рамках регламента в принципе невозможно. Достаточно уже того, что сотрудники «Роснедр» должны предсказать цену продажи на аукционе права пользования участком недр.

На самом деле нет никаких весомых экономических или политических препятствий принять процедуру, удобную и полезную строителям и при этом охраняющую ценные недра от застройки. Вот краткое ее изложение. Заявитель на сайте «Госуслуги» заполняет анкету на предоставление информации о недрах в границах своего участка и оплачивает госпошлину. «Роснедра» выдают ему типовую справку с полезной информацией для будущей стройки (о геологических разломах, сейсмической активности, уровне грунтовых вод и т. п.). Справка также должна содержать информацию о наличии и способе добычи полезного ископаемого, о юридическом статусе участка недр (нет обременений, предоставлены права пользования, идет процедура лицензирования или имеется месторождение резервного фонда).

На этом месте государственная услуга заканчивается. Далее следует определиться, в каких случаях действительно требуется разрешение. Запрещать ЛЭП или автодорогу над месторождением нефти не имеет смысла. А вот на период проведения лицензирования во избежание конфликта правообладателей обязателен временный запрет строительства.

Время и деньги крадут не только неграмотные процедуры, но и уникальные изобретения российских чиновников. Ни в одной стране мира, включая Гондурас, не требуется нотариус для сдачи финансовых расчетов в налоговую инспекцию. В России же генеральный директор акционерного общества должен раз в квартал нотариально заверять бухгалтерский расчет чистых активов. Данная новация введена 21 мая 2010 года циркулярным письмом Федеральной налоговой службы. Автор — государственный советник 3-го класса Николай Мельников, замруководителя ФНС. С благими целями в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в 2009 году без понимания последствий были внесены поправки, требующие предоставления финансовой информации в ЕГРЮЛ, причем документы подаются через налоговую службу. Вот и пришлось господину Мельникову затыкать дыры закона сомнительным циркуляром.

Или подходящий пример не про бизнес, а про жизнь. Донорам крови предоставляются выплаты из региональных бюджетов, которым, в свою очередь, предоставляются субвенции из федерального. Чиновники и медики ведут строгий учет миграции, прибыли и убыли доноров. Разработаны многочисленные методики, не имеющие никакого отношения к качеству крови. Вся эта работа требует огромных затрат труда и времени. Между тем проблема учета «доноров» и предоставления адресных льгот успешно решена бизнесом. Накопительные карточки учитывают регулярность и сумму покупок в любом магазине по всей стране. Лучшим покупателям присваивается звание «Почетный донор “М.видео’’» и даются дополнительные скидки. Такую систему можно адаптировать не только для нужд здравоохранения.

Что не доделали
Трудом российского бюрократа недовольны граждане страны, иностранные инвесторы, образцово-показательная нефтяная компания и лично председатель правительства. Недовольны и сами чиновники. В каждом министерстве есть высококвалифицированные и трудолюбивые специалисты, от ведущего специалиста до заместителя министра. КПД их труда катастрофически низок, не более 5–10%, и это, разумеется, вгоняет их в пессимизм. Наивно думать, что только жесткая рука заставит бюрократическую систему лучше работать. Ускорив скорость бега по коридорам и взвинтив темпы перекладывания бумаг, мы получим еще худший результат. Скорее наоборот, следует уменьшить пустую нагрузку на граждан, работающих в органах власти, правильно организовав их работу.

В конце семидесятых годов прошлого столетия распространение технологий мгновенной связи и обработки информации вызвало эйфорию от потенциальных возможностей их применения в бизнесе. Однако первые попытки получить ожидаемый результат, как правило, сопровождались неудачами. Выяснилось, что эффективное использование информационных технологий требует изменения всего уклада привычных отношений в коммерции, складывавшегося столетиями. Изменение этого уклада получило название реинжиниринга бизнес-процессов (business process reengineering). Часто до 80% этих процессов оказывалось просто лишними. Осознав это, бизнес стал инвестировать в повышение эффективности себя самого как организации.

123